Бесконтактное общение
картинка для статьи

Штраус О. Бесконтактное общение // Кузбасс. – 2014. – № 176, 25 сентября

В Кемеровском театре для детей и молодежи состоялась премьера спектакля «Контакт».
Пьесу пермского драматурга Александра Югова, которую он написал методом «verbatim», то есть, предварительно опросив реальных подростков, поставила режиссер Ирина Латынникова.

Собственно сюжет понятен уже из названия: речь идет о соцсетях. Точнее, о бытовании молодых людей в виртуальном пространстве и о том, как это бытование помогает (или мешает?) им устанавливать контакты в реальной жизни. Камерное пространство, в котором разворачивается действо, устроено на большой сцене: здесь же и сидят зрители, и играют актеры. Тинейджерская музычка, три мима в черном балуются большими шарами. (Потом эти цветные шары превратятся в кресла, в которых, собственно, и проводят все свои досуги завсегдатаи виртуального общения). А мимы очень быстро и ловко соткут буквально из ничего ту самую соцсеть. Несколько линий синего скотча – и вот на площадке сцены узнаваемая заставка экрана. Несколько табличек с именами – и вот перед нами персонажи, укрывшиеся за никами, – Ксю, Дэн, Максик, Аня… У каждого в руках – планшет или мобильник (без этих гаджетов современного подростка и представить уже невозможно). Похоже, он и существует только тогда, когда смотрит в монитор или жмет на кнопки. Четверка актеров – Нина Рогова, Максим Голубцов, Наталья Ущеко и Сергей Синицын – играют две пары. И как в традиционном опереточном спектакле, отношения между ними развиваются параллельно, но разнонаправленно. В одной паре девочка готова к живому контакту, но кавалер ее, вытащенный ею в кафе, то и дело отвлекается на сигналы из виртуального мира. В другой, наоборот, она – фанатка интернета, что удивляет и даже всерьез обижает ее главного «френда», но она готова пожертвовать любыми реальными отношениями во имя сохранения своего топового рейтинга в виртуале.

Первая половина спектакля развивается довольно уныло. В самом деле, наблюдать за персонажами с коротенькими, как sms-ки, мыслями и плоскими, как экран, чувствами – не самое увлекательное занятие. Почти пародийно, а потом уже просто надоедливо звучит стенограмма их взаимной переписки: «Как дела? – Норм дела. – А у тебя? – Тоже норм». Редкой ласточкой вспыхнет некая живая эмоция, неожиданный поворот темы. Вспыхнет – и угаснет. Как дела? Норм дела. Нет-нет, плюсы общения инкогнито эти юные осознают очень четко. Можно притвориться не тем, кто ты есть на самом деле. Но… История про поездку одного подростка к предполагаемой возлюбленной, выразительно рассказанная Сергеем Синицыным, смешно и наглядно демонстрирует, чем чревато последующее знакомство в реале. Можно сэкономить силы и время, если не хочется тащиться куда-то в непогодь. Но разве эти стерильные виртуальные отношения способны утолить буйство молодой плоти? Колоритная Нина Рогова очень точно играет разочарование от такой вот «псевдовлюбленности». Странные мысли одолевают зрителя во время спектакля. Порой ловишь себя на том, что нынешние юные, вопреки расхожему мнению, стали гораздо целомудреннее предыдущего, вневиртуального поколения. Для многих из них перейти из соцсети к живому общению – словно решиться на первый поцелуй. «Чо, реально он тебя увидеть хочет? Ну ваще!.. Круто». Однако очень скоро за судьбы этих юных становится понастоящему страшно. В какой-то момент персонажи просто-напросто перестают быть похожими на живых людей – они воспринимаются всего лишь как необходимое приложение к планшетам и компьютерам. Не роботы – часть роботов, устройство, чтобы нажимать выученные клавиши: как дела? – Норм дела. Действительно, жутковато, если ТОЛЬКО это станет скоро нормой нашей жизни. Впрочем, режиссер, очевидно, стремилась поставить дискуссионный спектакль, рассчитанный на самую трудную, самую «нетеатральную» публику – 13-15-летних. Что ж, задача выполнена. Этот спектакль вполне может стать основой для подростковых диспутов о том, что волнует людей этого возраста в первую очередь: о выстраивании человеческих отношений, об умении слышать и чувствовать другого. Учитывая, что Кемеровский молодежный имеет свою группу в соцсетях, эти дискуссии, уверена, прозвучат и там.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Два пригласительных для мэра
Делаете регулярно чекины, становитесь мэром. Пишете в соцсети директору театра Григорию Забавину о Вашем титуле мэра. И пригласительные Ваши.

Акции для зрителей
Список из восьми. ВНИМАНИЕ! Скидки на билеты - только в кассе театра