И долгий день уходит в ночь

Завтра, 17-го мая, Театр для детей и молодежи спектаклем «Папа», созданным в жанре современной документальной драмы, закрывает ХХIII театральный сезон.

А сегодня на сцене театра – премьерный спектакль «С вечера до полудня», поставленный Ириной Латынниковой по пьесе Виктора Розова, русского советского драматурга, который никогда не был «модным» автором и сам себя называл «сермяжным реалистом».

Мне очень нравится фильм «С вечера до полудня». Сам Розов считал наиболее удачными экранизациями своих пьес великую киноленту «Летят журавли» по пьесе «Вечно живые» и эту картину. Первоначальное название пьесы «С вечера до полудня» – «На беговой дорожке» – представляется мне более удачным. Метафора выводит действие на те просторы жизни, где не всегда ясно, кто победил, а кто проиграл и чемпион ли тот, кто первым рвет финишную ленточку.

Замечательный спектакль И. Латынниковой преисполнен этого «расширительного» смысла. Поэтому сразу отпадает вопрос: зачем сегодня ставить «оттепельную» пьесу начала 60-х? А затем, что и в новом веке она о вещах, всегда важных для человека: о семейных связях и долге, о детях, любимых, о жертвах ради них.

… В московском доме, в сталинской престижной высотке, живет семья маститого писателя Жаркова (Г. Забавин): его сын Ким (Ф. Бодянский), тренер по легкой атлетике, дочь Нина (С. Лопина) и 16-летний Альберт (С. Синицын), сын Кима. У каждого – личная боль. Писателя гнетут и творческая несостоятельность, и тревога за детей. Кима, так и не добившегося спортивных побед, давно бросила жена, уехавшая за границу с успешным дипломатом. Нину, ставшую инвалидом 9 лет назад после неудачного похода в горы, бросил любимый, по сути, виновник той драмы. Даже юный Алик, лучик света для всех в этой семье, скучает по матери, которая не забывает любимого сына и передает ему с оказией заграничные подарки. Люди живут среди призраков прошлого – и «призраки» вечером появляются в их доме: бывшая жена Алла (В. Киселева), чтобы забрать сына, получившего паспорт, с собой в Лондон, и преуспевший ученый Лев Груздев (В. Пьянзин). И этот вечер и ночь – ночь истины для семьи Жарковых – станет временем откровений, исповедей, заставит людей дать самим себе честные и безжалостные ответы на вопросы, что копились много лет.

Участие режиссера в розовской драматургии деликатно. Но спектакль И. Латынникова держит крепко: в нем незыблемая внутренняя логика и четкий темпоритм. Два часа сценического времени зрители – почти на сцене, почти участники событий в квартире, ненавязчиво и четко стилизованной в духе эпохи (художник С. Нестерова). Интеллигентная и тонкая режиссура выпускает на волю актерские талантливые работы, что составили сыгранный ансамбль. Достоверны нервная взвинченность Ф. Бодянского, его страх потерять сына, не угасшая любовь к Алле. Вызывает сочувствие герой Г. Забавина, потерянный, не знающий, чем помочь детям. С трудной психологически ролью Груздева, которого привело в этот дом то ли раскаяние, то ли чувство преступника, которого тянет к жертве, или все вместе, – пока не полностью совладал В. Пьянзин, но наблюдать за его игрой интересно. Нет, не устарела пьеса советского классика, спектакль по которой убеждает, что в нашем прошлом – множество теряющихся и потерянных ценностей. Вроде бы считается, что сегодня мерило жизни – успех любой ценой. Но ведь большинство людей – обычные, не «шибко» успешные. Как к ним относиться и что они сами должны с собой делать? И сквозь толщу лет – тогда и сегодня – в спектакле просвечиваются неизменные в любое время нравственные ориентиры. Розова всегда волновали проблемы молодых. Ведь это его герой отцовской саблей крушил ненавистный сервант как символ пошлости и мещанства. Вот и Альберт, которого отец отпускает с матерью в Лондон, клянется не быть «всадником», не переступать ради пресловутого успеха через других, пренебрегая чужими судьбами. Но кто знает, кто знает… Но вот что удивительно. Глядя на сцену в финале, ловишь себя на странной и какой-то лелеющей душу мысли: в неудавшихся судьбах и несбывшихся мечтах есть своя красота. И хочется поплакать над ней и не забыть.

Ольховская Л. И долгий день уходит в ночь // Кемерово. – 2014. – № 38, 16 мая

картинка для статьи
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Два пригласительных для мэра
Делаете регулярно чекины, становитесь мэром. Пишете в соцсети директору театра Григорию Забавину о Вашем титуле мэра. И пригласительные Ваши.

Акции для зрителей
Список из восьми. ВНИМАНИЕ! Скидки на билеты - только в кассе театра

Два пригласительных просто за отзывы
Это хорошо когда есть отзывы на спектакли