Искренность неуязвима

Штраус О. Искренность неуязвима // Кузбасс. – 2012. – 15 сентября — главный вывод, который хочется сделать после премьеры спектакля «Старший сын» в Кемеровском театре для детей и молодежи.


«Старший сын» — одна из первых пьес Александра Вампилова (1967 г.), с которой, собственно, и началась его слава драматурга.
После многочисленных постановок и хорошо всем известного телефильма за «Старшим сыном» утвердилась репутация грустной мелодрамы, но ведь по жанру это комедия! Более того, Вампилов написал классическую «комедию положений»: двое шалопаев разыгрывают почтенного отца семейства, выдавая одного из них за внебрачного сына. Как это и бывает в комедии положений, одна ложь влечет за собой каскад нелепых наворотов. Есть тут и несколько любовных пар, но в результате цепи случайностей счастье, надо полагать, обретут достойнейшие (тоже согласно законам жанра).
Однако молодой постановщик Алексей Курганов держится традиции фильма: его спектакль получился скорее «медленным и печальным», нежели светло-радостным.

На сцене – никаких примет домашнего уюта, за исключением разве что старого дивана, вынесенного на некий подиум (художник Дарья Лосякова). В этой шаткой безбытности и происходят главные коллизии семейной драмы Сарафановых. Нелепый добряк, чудик, всю жизнь сочиняющий одну и ту же неоконченную кантату для кларнета, Сарафанов (Денис Казанцев) мучается тревогами своих детей. Младший, десятиклассник Васенька (Алексей Морозов), безответно влюблен во взрослую женщину. Старшая дочь Нина (Нина Рогова) вот-вот покинет родное гнездо, упорхнув замуж. Ее избранник, курсант Кудимов (Андрей Полещиков), со дня на день ждет распределения на Сахалин.
Внезапное явление «внебрачного сына» — счастливый шанс сохранить уют распадающегося семейного гнезда. Во всяком случае, именно так воспринимает это явление сам Сарафанов.


Режиссер Курганов заявил, что хотел бы поставить спектакль об обретении понимания. О том, как люди «разных пород» научаются слышать и понимать друг друга. А спектакль в сущности получился о том, что живая жизнь с ее подлинными чувствами ВСЕГДА побеждает «жизнь», срежиссированную манипуляторамимошенниками.


В спектакле многие персонажи врут. И сами при этом становятся жертвами своего вранья. Врет себе Нина, что любит своего жениха-летчика. Старательно уговаривает себя, убеждает в будущем «счастливом браке». Хотя очевидно же, что сердце ее, как молнией, поражено любовью к Бусыгину!


Дурак дураком выглядит летчик (прекрасная работа актера Полещикова: в крошечном эпизоде он сумел создать вполне выпуклый, запоминающийся, яркий образ). Его тупое следование раз навсегда взятым «твердым правилам», пренебрежение к экспромтам жизни заводит его в ловушку.
Сами себя наказывают раздолбай Сильва (Максим Голубцов) и пошедший у него на поводу Бусыгин (Евгений Белый), затеявшие нелепый розыгрыш. Выигрывая своим враньем «по маленькой» («зато переночуем не на улице, а в тепле!»), Бусыгин, по сути, перекрывает себе нечто глобальное — возможность любви с Ниной. Он ведь ей теперь «брат»!


И только Сарафанов, нагло обманываемый всеми, – неуязвим. Потому что искренен в каждом движении своей души. Кульминацией спектакля, его главным смыслом звучат его слова про жизнь, которые он произносит в семейном застолье. «Жизнь справедлива и милосердна. Героя она заставит усомниться, а человеку, который мало успел, подарит утешение». И это доверие к жизни, к ее чудесам и обманам, наполняет его той стойкостью к жизненным невзгодам, той любовью к людям (неважно, родными детьми они ему оказываются или случайными попутчиками), которые и заражают, и восхищают окружающих и дарят его ответной любовью.

Прелестен эпизод в финале, когда Сарафанов готов отправиться с Бусыгиным к его матери, «чтобы жениться», исправить, так сказать, грехи молодости. И отчего-то веришь, что этот брак и впрямь может оказаться на редкость удачным! В самом деле, в конце-то концов — ну, какая разница, где живет эта одинокая немолодая женщина? В Чернигове или Челябинске? Какая разница, как ее зовут? Какая разница, от Сарафанова или нет родила она 20 лет назад сына? Рисунок судьбы похож, и разве меньше той, вымышленной авторами розыгрыша, заслуживает она простого женского счастья?


К сожалению, эти комические, но в чем-то глубинном очень тонкие, нежные вещи недостаточно внятно прописаны в спектакле. Оттого остается ощущение некой невнятности мотивировок, скомканности финала.
Хотелось бы отметить актерские работы в спектакле. Пожалуй, наиболее успешно справился с задачей Максим Голубцов. Его Сильва – это такой мелкий бес, который жизнерадостно и «без комплексов» пытается выкроить порцию ветчины из любого собственного свинства. Актер нашел для своего персонажа очень верную пластику. Кажется, он то и дело подпрыгивает, вертится волчком, приплясывает, распираемый изнутри креативом своих выдумок и пакостей.


Очень точно попадает в роль Ольга Редько. Ее Наташа, женщина в поисках любви, стервозна, корыстна, жестка, но по-своему обаятельна.
Исполнителям главных ролей, понятно, трудно тягаться с блистательным дуэтом из фильма Леонов-Караченцов, но и Денис Казанцев, и Евгений Белый достаточно чисто ведут свои партии, хотя порой и складывается впечатление, что режиссерская задача для них состояла только лишь в озвучивании текста пьесы. Новых красок в вампиловский текст они не добавили.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Два пригласительных для мэра
Делаете регулярно чекины, становитесь мэром. Пишете в соцсети директору театра Григорию Забавину о Вашем титуле мэра. И пригласительные Ваши.

Акции для зрителей
Список из восьми. ВНИМАНИЕ! Скидки на билеты - только в кассе театра

Два пригласительных просто за отзывы
Это хорошо когда есть отзывы на спектакли