В плену у мифа (театр)

Колмогорова Елена. В плену у мифа (театр) // Школа культурной журналистики. – 2015. – 25 августа

«ÉLECTRE/ЭЛЕКТРА» по пьесе Жана Жироду Режиссёр – Ирина Латынникова Художник

– Светлана Нестерова

Премьера состоялась 28 мая 2015 года

Читая в школе мифы Древней Греции, воспринимаешь их как далёкие и красивые сказки о богах и героях, но, оказывается, что эти истории живут и сегодня. Премьера спектакля «Электра» по пьесе Жана Жироду Кемеровского театра для детей и молодёжи – это попытка разобраться, как работает античный миф в ХХI веке.


Жироду в «Электре» разрабатывал жанр так называемой интеллектуальной драмы, обращаясь к античному сюжету, чтобы поговорить о современном ему дне, когда по Европе расползалась идеология фашизма. Диалоги героев – это борьба идей. Судья в его пьесе говорит: «Никогда не будет счастлив тот, кто упорствуя и не смиряясь с судьбой, одержимо стремится к истине. Счастливая семья – это ведь мелкая уступка. А счастливый век – всеобщий компромисс». Жироду предупреждает, что мелкая уступка – это враньё и измена, а компромисс – это отсутствие исторической памяти.
Действие спектакля открывается почти идиллической картинкой сказочного античного мира: сцена задрапирована белой тканью, скульптуры в греческом стиле, дворец Агамемнона, составленный из белых кубиков. В этом мире появляется жизнерадостный и непосредственный Орест, вернувшийся на родину и не помышляющий о мести. Одеты герои в современную одежду (джинсы, костюмы, вечерние платья), во дворце царя – кресла на колёсиках, телохранители и папки с бумагами. Электра же появляется в чёрной одежде, цвета не только траура, но и её тёмной одержимости. Цвет Клитемнестры красный, её руки в крови от убийства мужа. По мере распутывания клубка семейных преступлений и нарастания ненависти Электры белые покровы со стен срываются, обнажая железные пластины, в которые герои бьются в нежелании услышать друг друга и пойти на компромисс. Под
41

металлический звон начинается война, и совершаются убийства. Энергетическим центром спектакля оказываются царица Клитемнестра (Вероника Киселёва) и её дочь Электра (Нина Рогова). Переходя от смеха к плачу, устраивая друг другу допрос с пристрастием, распевая песни на французском, натыкаясь на железные стены, окружающие сцену, героини пытаются доказать каждый свою правду. Электра – право на справедливость и мщение, а Клитемнестра на простое женское счастье, вне политики и каких-либо правд. И симпатия зрителя, как ни странно, оказывается на стороне порочной матери, потому что нам понятны её человеческие мечты и стремления, далёкие от холодных идеологических лозунгов, типа «За справедливость во всём мире!».
На место неумолимого рока в античности в ХХ и ХХI веке выходит личная ответственность и неоднозначность любого выбора. Кто более виновен: Электра, одержимая местью и толкающая брата на преступление, или безвольный Орест, в чьи руки вложено оружие? Что правильнее: убить тирана Эгиста, считающего народ стадом, или оставить город беззащитным перед лицом врага? Однозначных ответов нет. Недаром Электра одета в высокие военные кожаные ботинки, именно под высокие мотивы неких незыблемых идеалов маскируются сегодня все войны: «праведной» борьбы с неверными, освобождение стран от гнёта тирании, высокие идеалы демократии и т.д.

В современном мире оказались совершенно размытыми категории добра и зла, правды и лжи. Нет ничего устойчивого, а потому любая категоричность может стать роковой. Жан Жироду в первой половине ХХ века предупреждал, что если мы каждый раз будем забывать уроки истории, то миф будет бесконечно повторяться. Постановка кемеровского театра в начале ХХI века доказала, что так и произошло. И рок здесь уже ни при чём.


Справка К греческому мифу о дочери царя Агамемнона, толкнувшей брата Ореста на убийство матери и её любовника, обращались неоднократно, начиная с античных авторов трагедий Софокла и Еврипида, заканчивая авторами ХХ и ХХI веков.

Миф об Оресте и Электре Через много лет после смерти царя Агамемнона на родину возвратился его сын Орест, спасённый в день убийства царя своей няней и воспитанный вдали от родины. На могиле отца Орест встречает свою сестру Электру, призывающую мщение богов на голову матери Клитемнестры. Орест рассказал ей, что вернулся по воле бога Аполлона, который приказал ему отомстить матери и её любовнику Эгисфу за смерть отца. Орест инкогнито проник во дворец и убил Эгисфа и Клитемнестру. Никто в городе не сожалел о смерти тиранов. Но вдруг перед Орестом появились богини мщения Эринии, которые стали непрестанно преследовать Ореста, сводя с ума.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Два пригласительных для мэра
Делаете регулярно чекины, становитесь мэром. Пишете в соцсети директору театра Григорию Забавину о Вашем титуле мэра. И пригласительные Ваши.

Акции для зрителей
Список из восьми. ВНИМАНИЕ! Скидки на билеты - только в кассе театра