Венчание под жесты метели

Штраус О. Венчание под жесты метели // Кузбасс. – 2014. – № 209, 13 ноября


О том, что Пушкина можно декламировать, иллюстрировать, ставить на театре и петь, знает каждый. «Наше всё» уже не один век вдохновляет своими произведениями художников из разных областей искусств. Но о том, что Пушкина можно еще и станцевать, догадываются немногие. Тем более, если речь идет о пушкинской прозе.

К дерзкому этому замыслу обратился Кемеровский театр для детей и молодежи, поставив в фойе спектакль «Метель. Танец». Режиссер-постановщик Ирина Латынникова, хореография Дарьи Пановой и Вероники Киселевой. Собственно это получился не балет, скорее, некое синтетическое действо. Здесь есть и литературный театр (куски текста от автора читает Вероника Киселева, причем именно читает, подчеркнуто обращаясь к маленькому томику, который держит в руках). И опера: знаменитую арию «Casta diva» вживую (!) поет Ольга Редько. Есть и привычные театральные мизансцены с диалогами героев, с играми и гаданиями влюбленных девиц, со световыми спецэффектами, создающими настроение зимней метели… Но не они, понятно, являются главным инструментом спектакля, в котором слово «танец» вынесено в заголовок. Итак: танцуем Пушкина. Как? Молодые хореографы воспользовались для этого языком современного танца (что и понятно: с классическим балетом актеры и студенты драматического курса, занятые в главных ролях, попросту бы не справились). Но и у современной хореографии язык бывает разным! В данном случае, мне кажется, постановщикам порой изменяет эстетическое чувство. Стремясь быть максимально выразительными, они отвергают красоту во имя достоверности, в результате чего героиня Марья Гавриловна (Ольга Ткаченко) зачастую кажется какойто нелепой, неуклюжей, малосимпатичной в своих круговых пробежках по сцене с внезапным выбрасыванием вверх то одной, то другой руки. Не стану придираться: в спектакле, нарочито осовремененном, есть очень выразительные, убедительнодрайвовые сцены. Например, деревенский бал, где юная поросль «колбасится» кто во что горазд, лишь для виду соблюдая некие «общепринятые фигуры танца». Наверняка именно так бушевала юная кровь и в пушкинские времена. Очень выразительной получилась и чисто пластическая сцена с одеванием юной Маши перед побегом из дома. Причем ее подружки (Екатерина Снегирева, Владлена Вульферт), которых нет в пушкинском тексте, здесь оказываются вполне уместны. Как уместно и – вроде бы абсолютно «не по-пушкински» выраженное! – Машино разочарование от неприбытия жениха (Сергей Синицын). Вместо текста или танца, объясняющего эту ситуацию, мы вместе с девушкой слышим внезапное пиликанье мобильника «абонент вне зоны доступа». И эта дежурная фраза, не раз повторенная, оборачивается абсолютным крахом надежды: действительно, не узнать, не добраться, и ждать нечего…

Надо признать, молодые исполнители – и упомянутые уже студентки КемГУКИ, и Владимир Олейников в роли Бурмина – очень стараются быть психологически убедительными. Страдания Маши, окаменевшей после случившегося несчастья с венчанием, переданы актрисой весьма точно. Я имею в виду прежде всего ее мимику. А вот танцевальные движения, которые хореографы придумали для выражения ее горя, далеко не столь убедительны. Порой – чересчур навязчивы в своих повторах, порой – просто некрасивы, порой – не наполнены чувством, а оттого кажутся пустым кружением по сцене. Эти претензии можно отнести и к коллективным танцам. Вместе с тем надо признать, что постановщикам удалось нечто очень важное – создать нужную атмосферу. Пред нами история первой любви: нежной, светлой, глупой и отчаянной до полного изнеможения разума. История полудетского баловства, зашедшего так далеко, что едва не обернулось настоящей трагедией. И ностальгическая история полузабытого воспоминания о том, что у каждого из нас (и у Пушкина в том числе!) что-то подобное случалось в жизни…

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Два пригласительных для мэра
Делаете регулярно чекины, становитесь мэром. Пишете в соцсети директору театра Григорию Забавину о Вашем титуле мэра. И пригласительные Ваши.

Акции для зрителей

Акции для зрителей

Список из восьми. ВНИМАНИЕ! Скидки на билеты - только в кассе театра

Два пригласительных просто за отзывы
Это хорошо когда есть отзывы на спектакли