Замужество Сюзанны

Никонов А. Замужество Сюзанны // Кемерово. – 2013. – 1 ноября


Первая премьера на большой сцене открывшегося 23-го сезона кемеровской «молодежки» – «Безумный день, или Женитьба Фигаро» в постановке Ирины Латынниковой. Фигаро играет Сергей Синицын – исполнитель главной роли в спектакле «Волшебное кольцо», принесшего Театру для детей и молодежи фестивальный успех. Там Синицын играл эдакого Иванушку-дурачка – доброго парня с открытым сердцем, не умеющего хитрить. И Фигаро у него получился во многом таким же.


Правдоруб


Видимо, это актерская природа Синицина. «Безумный день…» ставили очень по-разному. Андрей Миронов в спектакле Валентина Плучека играл балагура, прячущего за веселым трепом боль. Зрители без труда угадывали в герое своего современника – интеллигента, не вступающего в открытую конфронтацию с сильными мира сего, но и не желающего перед ними прогибаться. Несколько лет назад театр «Комеди Франсез» привозил в Россию свою интерпретацию пьесы Бомарше, в котором Фигаро – ушлый делец, рвущийся к власти. Такому только дай волю – самого графа за пояс заткнет.
В кемеровском спектакле Фигаро – глубоко оскорбленный юноша, который не колкости в адрес графа отпускает, а, что называется, режет правду-матку. Не дипломат. Кажется, граф не велит ему замолчать только потому, что и сам не ожидал от камердинера такой горькой отповеди. На просмотре задаешься вопросом: как же такому главному герою удалось перехитрить всемогущего соперника? Он храбр и решителен от безысходности. Своей смелости герой Синицына сам пугается, особенно в первой части спектакля.
Если говорить об отношениях Фигаро-Синицына и его невесты Сюзанны, то в этой паре он, безусловно, ведомый. Сюзанна, сыгранная Ниной Роговой, – грациозная, сильная, решительная. Не старше Фигаро, но будто взрослее. Именно она раскручивает действие… Почему в этом спектакле главный герой придумывает, как выпутаться из скользких ситуаций? Может быть, это Сюзанна передает ему свои мысли посредством телепатии? Все «скандалы, интриги, расследования», в которые втянуты персонажи, Фигаро-Синицыну явно не по душе, зато Сюзанна-Рогова чувствует себя в этой стихии, как рыба в воде. Когда дерзит графу, к ней не придерешься: формально ее речи полны смирения.

Возможно, режиссер Ирина Латынникова уловила веяния времени. Кажется, женщины сегодня деятельнее и активнее мужчин, поэтому в кемеровском спектакле и доминирует Сюзанна.
Хотя не все в постановке срастается… Когда Фигаро-Синицын рассуждает о том, что приходится быть хитрым, чтобы выжить, не очень ему веришь. Актер плута не играет.


Свободно и азартно


В этом спектакле есть любовь. Чувство, которое испытывают друг к другу Сюзанна и Фигаро, – это не бурная страсть, а скорее нежность. Еще один по уши влюбленный – паж Керубино (его играет Антон Родионов), предмет воздыханий которого – Графиня. Он появляется под самым потолком зала, неся перед собой огромный фотопортрет исполнительницы этой роли Вероники Киселевой. Такими снимками украшают театральные фойе. Кудрявый, совсем юный и восторженный Керубино-Родионов смотрит на изображение с тем обожанием, на какое способны только поклонники актрис, относящиеся к своим кумирам как к существам неземным…
Художник-постановщик – Светлана Нестерова. Пространство, в которое авторы спектакля поместили героев, – дом американского аристократа начала прошлого века. Об этом же свидетельствуют костюмы и прически, а также пластика (балетмейстер Дарья Панова). Во всяком случае, у автора этих строк возникли такие ассоциации.
Впрочем, декорации минималистичны и по большей части условны. Перед зрителями в первую очередь игровое пространство. В театре для молодежи играют молодые артисты, а не «страдающие» и «переживающие» на подмостках мэтры. Большинство актеров в «Безумном дне…» существуют свободно и азартно. Латынникова поставила комедию, в которой, впрочем, «не застроен» глупенький смех зрительного зала. За исключением нескольких сцен, о которых позже.


Без родителей


Резко разделены демократический и элитарный миры. Влиятельные герои одеты с аристократическим лоском, мужчины во фраках и черных строгих костюмах. Сюзанна и Фигаро носят скромные костюмы, которые, впрочем, им очень идут. В некоторых постановках пьесы Графиня и ее служанка – закадычные подруги, в спектакле Латынниковой – лишь союзницы. Когда Сюзанна говорит, что мигрени случаются только у светских дам, а у нее головных болей не бывает, очень четко дает понять: мы – не они, они – не мы. 
Главный сноб и аристократ спектакля – безусловно, Граф (Денис Казанцев). В умении держать себя, казаться непроницаемым ему не откажешь. Недостает этому герою самоиронии. Он, как и прописано у Бомарше, мстителен. Прежде чем услать Керубино из дома, Граф-Казанцев с приторной веселостью сообщает, что простил его. 

И лишь вдоволь поулыбавшись и злорадно насладившись преждевременной радостью пажа и его друзей, торжественно добавляет, что делает юноше подарок – отправляет его в армию. О том, какие подвиги ждут Керубино, Казанцев громогласно и язвительно объявляет в микрофон. Чувствует себя настоящим маршалом на параде, упивается своей властью. Но и Граф бывает смешон. Чтобы взломать замок и открыть дверь, за которой рассчитывает обнаружить любовника супруги, берет в руки электрическую дрель. Как пистолет, подносит ее к своему виску; наставляет на графиню… 
В прологе Графиня-Киселева появляется перед зрителями с косметической маской на лице. Маску – уже не в прямом смысле, а в переносном смысле слова – носит на протяжении почти всего спектакля. Выглядит каким-то бескровным существом. Она где-то не здесь. Эдакая пресыщенная и разочарованная дама с Рублевки, потерявшая надежду удержать мужа. Лишь изредка на лице читается любопытство, удивление или смятение. Только в финале, когда супруг просит у нее прощения, Графиня «оживает». 
Напомню тем, кто позабыл фабулу. По ходу пьесы случайно выясняется, что ключница Марселина и врач Бартоло (в спектакле эти роли исполняют Ольга Червова и Федор Бодянский) – родители Фигаро. В кемеровском «Безумном дне…» эта линия не получилась совсем. Спортивного и энергичного Бодянского зачем-то «снабдили» желваками. К тому же разговаривает он не своим, неприятным скрипучим голосом и ходит почти старческой походкой. Неестественно и вычурно все это выглядит, как и заикающийся Судья (Андрей Полещиков). В начале пьесы ключница задумала женить на себе Фигаро, еще не зная, что она его мать. И вдруг такая метаморфоза! Как на нее отреагировала Марселина Червовой, так и не понял. 
Из актерского ансамбля явно выпадает Сергей Сергеев, играющий садовника Антонио. Его комикование никак не вяжется со спектаклем, который в целом остается умным и не вульгарным. 

Перед показом «Женитьбы Фигаро» в фойе состоялась презентация нового сайта театра: http://www.kemteatr.ru. Его посетители смогут узнать, какие спектакли идут в ближайшие дни, почитать историю театра и рецензии критиков, познакомиться с последними новостями, задать вопрос актерам или руководству, отправиться на экскурсию по зданию «молодежки» в формате 3D. 
Завтра, 2 ноября, в Театре для детей и молодежи очередное заседание дискуссионного клуба. Зрители решат, останется ли в репертуаре «Месяц в деревне».

картинка для статьи
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Два пригласительных для мэра
Делаете регулярно чекины, становитесь мэром. Пишете в соцсети директору театра Григорию Забавину о Вашем титуле мэра. И пригласительные Ваши.

Акции для зрителей
Список из восьми. ВНИМАНИЕ! Скидки на билеты - только в кассе театра

Два пригласительных просто за отзывы
Это хорошо когда есть отзывы на спектакли