«Жил на свете один отец…»

Никонов А. «Жил на свете один отец…» // Кемерово. – 2013. – 13 сентября

Спектаклем главного режиссера Ирины Латынниковой «Папа», который, как сообщает программка, «основан на реальных историях», в кемеровском Театре для детей и молодежи открылся новый сезон. Жанр премьеры театр определил как «фильмоспектакль». В аннотации упоминается еще одно модное слово – техника «вербатим», что в переводе означает «дословно».

Кажется, это первый спектакль-вербатим, появившийся в репертуаре профессионального кемеровского театра (если, конечно, не считать профессиональным коллективом студенческий театр «Ложа», где играл Евгений Гришковец).

Сценография «Папы» минималистична. Актеры одеты в обыкновенные повседневные костюмы. Большинство эпизодов играется в первых, не занятых публикой рядах зала – рассказчики находятся лицом к лицу со зрителями, которые занимают последние ряды.
Спектакль густонаселенный. В нем участвует вся труппа, включая самую опытную актрису театра Анну Елесину. Она занята в сценах, решенных в стилистике театра теней. Ее голос звучит рефреном по ходу действия.

Собственно пьесы не существует. За редким исключением каждый участник делится историей, которая когда-то произошла с ним самим. Это россыпь коротких монологов об отцах. Артисты не фиксировали свои воспоминания на бумаге, не заучивали текст наизусть. И все-таки у действа есть определенная драматургия. Никогда не был знаком со своим отцом и даже не знает, как он выглядит, один из героев. Эту роль играет (или все-таки не играет?) Денис Казанцев, который появляется в зрительном зале, когда публика еще только подходит. Молча листает книгу. Как выясняется позже, читает Людмилу Петрушевскую: «Жил на свете один отец, который никак не мог найти своих детей».

Другие участники, рассказывая свои истории, создают некий собирательный образ отца, будто объясняют попутно, какие вообще бывают папы. У кого-то отец очень любил читать, у кого-то играть в шахматы, у героя Максима Голубцова – все ремонтировать. Правда, взявшись чинить, нередко ломал. Но, как признается актер, вместе с папой было интересно даже что-нибудь раскурочить.

картинка для статьи

Другой отец любил шутить. Надоумил дочь-второклассницу, которая страшно не хотела ходить в школу, написать письмо Горбачеву и попроситься у него сразу пойти на пенсию. Как это знакомо! Мой сын, который в этом году пошел в первый класс, заявил, что, если бы стал президентом, сразу бы все школы запретил. Думаю, и другие зрители могут сказать: «В моей жизни были похожие истории!» В «Папе» к тому же упоминаются приметы быта 80-х годов, звучат названия кемеровских улиц и другая местная топонимика. В игровом пространстве присутствуют бумажные самолетики-лодочки, в которые все в детстве играли, а программка напечатана на бумаге, разлинованной, как школьные прописи. Словом, это про нас. «Папа» эмоционально заражает, хочется подробно, взахлеб пересказывать услышанное – но делать этого не буду, чтобы не портить удовольствие тем, кто еще только собирается на премьеру. Замечу лишь, что грустного в спектакле не меньше, чем смешного. А финал и вовсе покаянно-исповедальный. 

Использование отрывков из художественных фильмов, на мой взгляд, не самая сильная режиссерская находка, которая, впрочем, делает визуальную составляющую более разнообразной. Гораздо интереснее театр теней на заднем плане, где периодически разворачивается безмолвное повествование о детских надеждах, радостях и огорчениях. Главную роль в этом «параллельном» театре играет молодой актер Антон Родионов. 

У спектакля есть определенный каркас, но в дальнейшем актеры могут вспомнить и другие рассказы про своих отцов. Режиссер Ирина Латынникова перед премьерой призналась, что не берется предсказать, сколько показов выдержит новый спектакль. Если почувствует, что актеры эмоционально выдохлись, что им стало неинтересно играть, снимет «Папу» с репертуара. 

О планах на сезон Ирина Николаевна пока сообщает немного. К рождественским каникулам обязательно появится новогодняя сказка. В октябре ожидается премьера еще одной режиссерской работы Латынниковой – по пьесе Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро». 

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Два пригласительных для мэра

Два пригласительных для мэра

Делаете регулярно чекины, становитесь мэром. Пишете в соцсети директору театра Григорию Забавину о Вашем титуле мэра. И пригласительные Ваши.

Акции для зрителей

Акции для зрителей

Список из восьми. ВНИМАНИЕ! Скидки на билеты - только в кассе театра

Два пригласительных просто за отзывы
Это хорошо когда есть отзывы на спектакли

Театр для детей и молодёжи
650000, Кемерово, ул. Арочная, 37 Касса: (3842) 36-79-68 (10.00–18.30)
Контактная информация
kemteatr@mail.ru

Государственная система правовой информации

Создание сайта
Студия Атвинта